Обзор аниме Claymore («Клеймор»)
Название: Клеймора / Claymore
Жанр: приключения, фэнтази, драма
Выпуск: 2007 г.
Студия: Мэд-Хауз / MadHouse
Тип: ТВ, 26 эпизодов по 25 мин.
Режиссер: Танака Хироюки
Автор оригинала: Яги Норихиро
Этот мир жесток и прост. Есть люди, которые пытаются просто жить. Есть чудовища ёма, которые едят людей. Есть воительницы клейморы, полулюди-полуёма, которые за деньги уничтожают чудовищ. История аниме «Клеймор» начинается со встречи воительницы Клэр с мальчиком Лаки, чью семью убили ёма. Что дальше? Бесконечная дорога, череда сражений, кровь. И почти безнадёжные, на первый взгляд, попытки выжить, оставшись при этом человеком.
Краткий путеводитель по миру «Клейморы»
Ёма (йома) — чудовища, пожирающие людей. Если ёма съест мозг человека, он получит его воспоминания и способность принимать его облик. Поэтому ёма нередко прикидываются людьми и поселяются в деревнях и городах, потихонечку подъедая местных жителей.
Организация — могущественное объединение, занимающееся генетическими экспериментами. В частности, скрещивая людей и ёма, Организация создаёт клеймор (см. далее). Как и принято у таинственных организаций, клейморовская сурово расправляется со своими неугодными членами. Судя по всему, шкаф Организации забит скелетами. Клейморы, также известные как серебряноглазые ведьмы — воительницы, созданные Организацией для борьбы с ёма и Пробудившимися (снова см. далее). Все клейморы женщины. В реальности «клеймор» — это особый вид двуручного меча, которым бравые шотландцы рубились в XV—XVII веках. Само слово происходит от гэльского (то бишь шотландского) «claidheamh mòr», что в переводе значит «большой меч». В аниме клейморами называют полулюдей-полуёма. Их внешний отличительный признак — серебряные глаза и светлые волосы. Каждой клейморе присвоен порядковый номер, отражающий уровень её силы и мастерства.
В бою клейморы активизируют энергию ёма, чтобы увеличить свою мощь. При этом клейморы частично трансформируются в чудовищ. Чем больше энергии высвобождено, тем заметнее трансформация. Сначала меняются глаза: из серебряных человеческих они превращаются в золотые с вертикальными звериными зрачками. Затем изменяются лицо и тело, всё больше приобретая сходство с ёма. Если клеймор высвобождает слишком много энергии ёма и преодолевает определённый порог, она уже не может вернуть себе прежний облик и утрачивает человеческое сознание. У каждой воительницы свой порог, который она определяет в сражениях опытным путём. Если клеймор чувствует, что не может более контролировать свою силу ёма, она, как правило, предпочитает умереть до того, как человеческий разум окончательно покинет её. Как правило…
Клеймор, преодолевшая порог, единожды утратившая контроль над своей энергией ёма, становится Пробудившейся — сверхсильным ёма. Впрочем, так тоже происходит далеко не всегда. Организация по мере возможности старается уничтожать Пробудившихся, естественно, не афишируя, что сама же и виновна в их появлении. С Пробудившимися связан ещё один неприятный для Организации факт. Изначально клеймор делали не только из женщин, но также из мужчин. Но мужчины не могли контролировать свои способности и очень быстро становились Пробудившимися. Поэтому Организация стала превращать в клеймор только женщин. Случаи пробуждения сократились. Но неисчезли. Клэр — главная героиня сериала, клеймор, созданная несколько нетипичным способом. В детстве Клэр была пленницей ёма, но ее освободила клеймор Тереза, самая сильная на тот момент воительница. Клэр и Тереза привязались друг к другу. Но Тереза, защищая Клэр от разбойников, убила их, тем самым нарушив один из главных законов Организации — категорический запрет на убийство людей. Организация приговорила её к смерти. За Терезой послали четырёх палачей-клеймор, среди которых была Присцилла, в то время вторая по силе воительница. Но дело приняло неожиданный оборот: Присцилла пробудилась. Горя желанием отомстить Присцилле, Клэр захотела стать клейморой, причём сама же предложила себя на роль объекта для необычного эксперимента. Придя в очередное поселение, чтобы убить ёма, Клэр познакомилась с Лаки — мальчиком, семью которого убил ёма. В отличие от других жителей деревни Лаки был приветлив с Клэр. Позже односельчане изгнали Лаки, боясь, что он превратится в ёма. Клэр спасла мальчика, и они стали странствовать вместе. Когда после очередного сражения с ёма Клэр преодолела порог и почти пробудилась, Лаки помог ей вернуться. Конечно, персонажей в аниме гораздо больше, но для понимания общей картины достаточно этого минимума.
О параллелях
Вы читали сагу о ведьмаке Геральте авторства польского писателя Анджея Сапковского? Если да, то первые серии «Клейморы» непременно заставят вас вспомнить о беловолосом истребителе чудовищ. Лично я вспомнила и уже хотела разразиться криками «ПЛАГИАТ!!!». Но посмотрела ещё несколько серий, и ассоциации сошли на нет. Сходство имеется, но лишь в начале и чисто формальное. В обоих сюжетах есть монстры, которые не дают людям спокойно жить. Есть некая организация, которая путём генной модификации клепает из человеческих детишек борцов с этими чудовищами. Способности получившихся воителей превышают человеческие. Люди недолюбливают ведьмаков / клеймор, но вынуждены прибегать к их услугам. Собственно, всё. На этом сходство заканчивается. Каждый сюжет идёт своей, особой дорожкой. Можно ещё провести параллель между Клэр с Лаки и Геральтом с Цири, но это аналогия будет чудовищно, вопиюще натянутой.
К слабонервным
«Клеймор» принято считать кровавой, жестокой вещью. Не соглашусь ни разу. Да, убивают там много, но количество смертей далеко не рекордное, тем более для фэнтазийного боевика про чудовищ и воинов. Кроме того, никаких натуралистических подробностей в изображении смерти нет. Ёма режут, как колбасу: в буквальном смысле, на поперечные кусочки. Если вид нарезанной колбасы обращает вас в паническое бегство, тогда да, «Клеймора» не для вас. Жидкость, которая льётся из ран ёма, окрашена в фиолетовый цвет, так что на кровь мало похожа. Клеймор и людей убивают более драматично: всё-таки их страдания и смерти должны вызывать у зрителя сочувствие. Но чего-то сверхвпечатляющего тоже нет: брызги крови, чёрные дыры ран, аккуратные срезы отрубленных конечностей. Плюс ко всему в большинстве случаев клейморы способны залечить раны и прирастить отсечённые ручки-ножки. Следовательно, особо переживать за них не приходится.
Пара слов о жанре
«Клеймор» — это фэнтази, причём чем ближе к финалу, тем выше градус его эпичности. От маленьких частных стычек сюжет приходит к Великой Битве между клейморами и Пробудившимися. Остальные признаки жанра тоже на месте: вымышленный мир, чем-то напоминающий средневековую Европу; мифологические чудовища; «меч и магия»; противостояние Тёмных и Светлых сил. Правда, «квестовость» фактически на нуле: герои не ищут никаких Артефактов, да и вообще долгое время их цели остаются непонятными, но об этом поговорим в следующем разделе рецензии. Я не назвала бы «Клеймор» классическим фентази с ярко выраженными жанровыми признаками. Но и каких-то нарочитых нарушений канона я тоже не обнаружила. Всё в пределах нормы.
Изощрённость простоты
Мир «Клеймор» прост, как пареная морковка. Нет сложной, многовековой истории создания и развития этой Вселенной. «Клеймор» не балует нас разнообразием волшебных существ, чудовищ, племени народов. Её мифология крайне скудна. Поэтому зрителя без труда вводят в мир «Клеймор» за первые пять минут начального эпизода. Есть обычные люди, есть ёма, которые этих людей кушают, и есть воительницы клейморы, полулюди-полумонстры, которые состоят в некоей Организации и уничтожают ёма.
Эта бесхитростная картинка уточняется и детализируется по мере развития сюжета. Но изначально она выглядит вполне понятной. И вот в этом как раз и состоит притягательность мира «Клеймор». Он очень естественный и органичный. В нём не надо разбираться. Не надо напрягать мозги, чтобы уловить, чем зелёный монстр отличается от фиолетового, а тот — от фиолетового же, но в крапинку. Не надо десять раз прокручивать одну и ту же сцену, чтобы понять: чья это рука мелькнула за деревьями, после чего главный герой наморщил лобик и сказал «хм…». К этому миру не надо привыкать, в него не надо вживаться. В нём надо просто жить. Ты ныряешь во вселенную «Клейморы», расслабляешься и наблюдаешь за мельтешением на экране. Мельтешения много, но оно не радует разнообразием. Сражения, сражения, сражения. Сражения один на один, двое на одного, десять на двадцать… Сражения между людьми и ёма, между клейморами и ёма, между людьми и клейморами, между самими клейморами…
Примитивизм и монотонность. Но в какой-то момент ты вдруг осознаешь, что уже четвёртый час кряду сидишь перед монитором и глотаешь серию за серией. КАК?!! А разгадка-то лежит на поверхности и уже не раз упоминалась: мир «Клеймор», сюжет этого сериала, содержание эпизодов очень просты. Нас, зрителей, не пытаются поразить или заинтриговать. Авторам как будто вообще нет дела до нас. Они фиксируют повседневную жизнь мира «Клеймор», а зритель сам решает: смотреть ли ему эти хроники или катить ся ко всем чертям.
Бесконечные бои, сменяющие друг друга, — это и есть будни вселенной серебряноглазых ведьм, однообразные, изматывающие, как любые будни. Серия за серией наблюдая за сражениями, ты и сам втягиваешься в такой ход повседневности. Благодаря всё той же простоте эта фэнтазийная вселенная очень правдоподобна. Чем меньше «наворотов», чем меньше придумок, тем легче выстроить логичную картину, тем проще увязать все сюжетные концы. Не нужно отвлекаться на зрителя и растолковывать ему, почему это — так, а то — эдак. В итоге создается чувство, что мир «Клеймор» не создан для зрителя, а существует сам по себе. Мы же всего-навсего получили возможность подсмотреть за тем, что в нём происходит. Когда мы покинем эту вселенную, она этого даже не заметит. Её жизнь будет идти своим чередом.
Непредсказуемость
Обычно, зная жанр произведения и его завязку, можно хотя бы в общих чертах просчитать развитие сюжета. Например, в начале нам показывают жену и мужа, у которых явно не ладится семейная жизнь. По соседству с ними поселяется симпатичный мужчина. Ясно, что сюжет будет вращаться вокруг любовного треугольника «муж — жена — сосед». Если мы смотрим детектив, то кого-то из этой троицы убьют, а кого-то из оставшихся обвинят в этом преступлении. Если мы смотрим романтическую комедия, участники любовного треугольника будут попадать в разные забавные ситуации с эротическим подтекстом. Но будет по меньшей мере странно, если сюжет с такой завязкой в дальнейшем будет целиком и полностью посвящен спасению бегемотов в Южной Африке.
Подобная предсказуемость сюжета — это не изъян. Это черта, изначально присущая сюжетам художественных произведений. Но в некоторых случаях схема развития событий считывается достаточно просто, а в некоторых авторы весьма искусно её маскируют. «Клеймор» относится к последнему случаю. По первым сериям этого аниме невозможно предугадать, куда оно вырулит в дальнейшем. С самого начала сюжет «Клеймор» подло прикидывается банальным, делая вид, что даже ребёнок может просчитать его на двадцать ходов вперёд. Посудите сами: клеймор Клэр приходит освобождать деревню от ёма. Все люди её боятся, и только один мальчик видит в ней не чудовище, а человека. Разумеется, Клэр спасает этого мальчика и, разумеется, они начинают путешествовать вместе. Очевидно, что нас ждет история о суровой воительнице, «на лицо ужасной, доброй внутри». Они с мальчиком будут бродить из города в город, сталкиваться с предубеждением, с враждебным отношением людей. Но доброта мальчика не даст Клэр озлобиться и ополчиться против людей. В финале Клэр сделает что-то такое хорошее-хорошеее, что все её резко полюбят. Эпизоды в святом городе дают нам железобетонное подтверждение этой схемы. И тут сюжет делает неожиданный кувырок. Нас отбрасывают в прошлое и начинают подробно излагать историю Терезы и Клэр.
Ага-ага. Наклёвывается очевидная параллель между Терезой и Клэр, с одной стороны, и Клэр и Лаки, с другой. Значит, в фокусе внимания будет всё-таки Лаки, его взросление и возмужание. Значит, Клэр должна будет сделать для Лаки то, что не смогла сделать для неё Тереза. Ну, или Лаки сделает для Клэр то, что она не смогла сделать для Терезы. Пятьдесят на пятьдесят. Но тут сюжет снова виляет хвостом. Появляется Пробуждённая Присцилла. Отчетливо начинает звучать тема мести. Но ты уже не знаешь, верить ли этим звукам. Потом завязывается почти детективная интрига, связанная с полупробудившимися и вероломством Организации. Лаки вообще пропадает из поля нашего зрения. Тема взаимоотношений клеймор с людьми отходит на пятидесятый план.
Теперь в центре внимания разгорающаяся война между клейморами и Порождениями Бездны, а в связи с Клэр как никогда актуальной становится тема мести. Но к этому моменту ты уже плюешь на попытки предугадать дальнейшее развитие сюжета. А зря. Потому что тут как раз сюрпризы заканчиваются. И это само по себе оказывается сюрпризом. Только задним числом понимаешь истинное значение некоторых сцен. Например, эпизод, где Лаки останавливает пробуждение Клэр, порождает сразу несколько сюжетных смыслов и линий. Первый слой лежит на поверхности: если у клеймор есть иная цель в жизни, кроме уничтожения монстров, её человеческая сущность перевешивает сущность ёма. И шире — когда тебя кто-то ждёт, когда ты кому-то нужен, ты становишься сильнее. Второй слой обнаруживается только спустя несколько серий: оказывается, что в этом эпизоде завязывается сюжетная линия с полупробудившимися клейморами. Кстати, авторы таки удержались от пошлого копирования этого эпизода в финале. Да, аналогичная сцена присутствует, но развивается она всё-таки несколько иначе.
В итоге сюжетная чехарда с лихвой заменяет динамику действия.
Важный момент: эта чехарда — не изъян сюжета. Напротив, это часть авторского замысла. Уже не так важно, ЧТО происходит на экране, потому что мысль сосредоточена на другом вопросе: ДЛЯ ЧЕГО всё это происходит. Замысел, позвоночник сюжета ощущается. Ты понимаешь, что он есть, но никак не можешь его нащупать. Всё время промахиваешься. И это здорово.
Об аниме и кулинарии
Едва ли вы найдете в «Клеймор» хоть одну свежую мысль. «Не сдавайся. Живи не ради мести, а ради людей, которых ты любишь. Сражайся во имя памяти о тех, кого ты потерял, и ради спасения тех, кого ты не хочешь потерять». Есть целое море аниме с таким вот посылом. И не только аниме. Но одни произведения подобного рода раздражают своей банальностью, а другие смотрятся легко, увлекательно и даже трогают душу. К последним относится «Клеймор». Нелогично? Отнюдь. Аниме — это борщ. Знаете, что такое борщ? По сути своей это вода, мясо, картошка, капуста, свёкла, морковь, лук, томатная паста и соль. Всё. Борщ прост. Борщ банален. Борщ — … он и в Африке борщ. Казалось бы. Тем не менее мы ясно понимаем разницу между борщом, приготовленным мамой, и борщом из общественной столовой. Та же вода, те же овощи, то же мясо. Но кастрюлю маминого борща можно умять в один присест и не заметить. А борщ из столовой — хорошо если впихнёшь в себя одну тарелку этого варева, и то с большой голодухи. Почему же так получается, если ингредиенты блюда одни и те же? Потому что те же, да не те. В мамином борще и мясо получше, и овощи почищены-нарезаны аккуратнее, и приправки добавлены особые, которых в борще из столовой отродясь не было, и быть не может. Точно так же и «Клеймор»: банальные по сути своей мысли подаются с любовью, с искренним увлечением. Они не просто тупо декларируются. Они словно заново рождаются в сюжете этого аниме.
Предел возможностей
В какой момент человек перестаёт быть человеком и почему это случается? Вот один из главных вопросов, на который пытается ответить «Клеймор». Мысль о том, что в каждом человеке сосуществуют Свет и Тьма, тоже не оригинальна и встречается в огромном количестве аниме. Образ клеймор иллюстрирует эту идею более выпукло, более наглядно. Воительницы совмещают в себе Свет и Тьму не только душевно, но и физически, поэтому победа Тьмы в их сердцах тоже выражается в изменении не только их сознания, но и тела. Порог, если хотите, определяет моральную стойкость человека. Одна из Пробудившихся специально пытает пленных клеймор, чтобы заставить их пробудиться. Сила ёма дает им шанс выжить, залечить раны. На грани смерти клеймор стоят перед выбором: поддаться простейшему инстинкту самосохранения и выжить, обратившись в плотоядное чудовище, либо сохранить верность моральным устоям, остаться человеком, но погибнуть. У каждой клеймор свой характер, свои мотивы, свой жизненный опыт. Каждая из них представляет определённый тип людей. В сражениях с ёма и друг с другом они постоянно ходят по краю пропасти. В них самих постоянно идет бой между человеческой природой и природой ёма, между желанием победить любой ценой и желанием остаться человеком. Не раз во время очередной схватки кажется, что предел человеческих возможностей достигнут, что дальше героине остается лишь отринуть всё человеческое и стать монстром. Но последующие события показывают, что не всё ещё потеряно, что в человеческой душе таится огромный резерв сил. Конечно, ярче всего это показано на примере Клэр.
Выживание и самопожертвование
Всех клеймор объединяет то, что ещё будучи людьми, они потеряли близких по вине ёма, но сами остались в живых. Став воительницами, они бесконечно повторяют сценарий той встречи с ёма, которая стала поворотной в их судьбе. Клеймор делятся на два типа: атакующие и обороняющиеся. Атакующие клеймор сражаются, думая в первую очередь об уничтожении ёма. Обретя силу, они стараются делать то, что не сумели сделать до попадания в Организацию: защитить людей от ёма и отомстить монстрам. Обороняющиеся прежде всего стремятся выжить в бою с ёма. Когда-то им уже удалось избежать смерти, столкнувшись с чудовищами, и они прилагают все силы, чтобы вновь и вновь повторять этот сценарий. И то, и другое поведение имеет право на существование, так как оба они естественны для человека. Правда, есть один нюанс: главная героиня сериала, Клэр, как и большинство других клеймор, находящихся в центре внимания, принадлежат к атакующему типу. Так что авторские предпочтения находятся скорее на стороне тех, кто, жертвуя собой, защищает других людей, чем на стороне тех, кто спасает себя.
Переживая утрату
И всё-таки, о чём это аниме? Какова его центральная проблема? Если отбросить все частности, то можно увидеть сквозную тему сериала, которая постоянно прокручивается, исследуется на примере различных персонажей. И тогда окажется, что это аниме, состоящее практически сплошь из одних сражений, на самом деле глубоко психологичное. В нём исследуется процесс переживания смерти близкого человека. В психологии это называется немножко неуклюжим термином «переживание горя», или «горевание». Переживание горя состоит из четырёх фаз. Психологи по-разному называют их, но суть от этого не меняется. Центральные персонажи «Клеймор», переживая горе, проходят эти стадии. Кто-то успешно преодолевает весь путь, кто-то застревает на полдороге. Показательны истории трёх персонажей: Клэр, Присциллы и Офелии (сильной и жестокой клеймор, едва не убившей Клэр и Лаки). Каждая из них иллюстрирует определённый вариант переживания горя.
Но для начала немножко теории. Фазы горевания таковы: отрицание, гнев, депрессия и принятие. Первая фаза — отрицание. Человек не хочет верить в смерть близких. Вариаций множество: кто-то не верит в необратимость смерти, кто-то принципиально не желает признавать, что близкого человека больше нет. Кто-то настаивает, что подобная трагедия могла случиться с кем угодно, только не с ним. Кто-то, вопреки истине, принижает значимость утраты (помер? да ну и фиг с ним!). Вторая фаза — гнев. Объекты гнева могут быть разные. Человек злится на самого себя за то, что он жив, а его близкий — нет. Он винит себя в чужой смерти: якобы он мог предотвратить несчастье. Нередко люди начинают винить самого умершего за то, что он их покинул. Бывает, что человек выплёскивает гнев на других, тех, кто попался под руку. Фазы отрицания и гнева могут следовать друг за другом либо переживаться одновременно. Офелия и Присцилла, две Пробудившиеся, как раз зациклены на этих двух фазах. Не в силах справиться с горем, они попадают в ловушку гнева и отрицания. Сила отрицания невероятна. И Офелия, и Присцилла даже не понимают, что они превратились в чудовищ. Пробудившись, они продолжаются бороться с ёма и теми, кого считают их пособниками. Фактически они продолжают мстить за горе, которое испытали, но при этом сами становятся источниками горя для других людей. Но между Офелией и Присциллой есть существенное отличие, которое и приводит их к разному финалу. Вот как происходит пробуждение Офелии. Израенная клеймор зовет на помощь старшего брата, который всегда защищал её в детстве. Но брат погиб: он пожертвовал собой, чтобы спасти маленькую Офелию, и его убил ёма. Офелия винит себя в смерти брата, ненавидит ёма за то, что они сделали, и в то же время злится на брата, ведь он умер и больше не может её защитить. Офелия ощущает себя брошенной. Переполненная гневом, Офелия пробуждается с мыслью о том, что брат ей не нужен, что она сама достаточно сильная, чтобы уничтожить ёма. При этом, как мы помним, Офелия увязает в отрицании: трансформировавшись в чудовище, она не понимает, что пробудилась. Даже после того, как она видит своё отражение в воде, она не может полностью признать, что стала монстром. Но любовь к брату всё ещё живет в сердце Офелии. Поэтому пробудившись, она сохраняет крохотную частичку человеческого сознания и умирает, примирившись с мыслью о смерти брата, осознав причину его поступка. Офелия всё-таки вырывается из плена гнева и отрицания, приходит к принятию, но, увы, слишком поздно.
С Присциллой всё намного сложнее. Во-первых, она слишком сильно боится смерти. Мысль о собственной гибели парализует её, и тогда всё существо Присциллы сосредотачивается на том, чтобы выжить, — но не ради тех, кому она нужна, как это делает Клэр. Нет, она стремится выжить ради себя самой. Чувствуя, что превращается в монстра, Присцилла умоляет Терезу помочь ей. Но Тереза может предложить ей только смерть. На миг Присцилла вроде бы соглашается на такой выход. Однако животный инстинкт самосохранения оказывается в ней сильнее человеческой воли и сознания. Она пробуждается, потому что боится смерти, и убивает по той же причине.
Во-вторых, Присцилла, в отличие от той же Офелии, действительно виновна в смерти близкого человека. Она убила ёма, принявшего облик её отца и съевшего всю её семью. Заметьте, что тогда Присцилла была ещё человеком, к тому же ребёнком. Она не пыталась бежать: она напала. Конечно, на самом деле она отрубила голову ёма, а не отцу. Но Присцилла тогда этого не знала. Она думала, что убивает горячо любимого отца, который почему-то убил маму, брата и сестру Присциллы. Это громадное чувство вины не исчезло, даже когда Присцилла стала клеймор. Чтобы как-то справиться с виной, она стала чётко делить мир на «правильное» и «неправильное». В такой упрощённой системе координат ей легче было оправдать свой поступок и все свои дальнейшие действия. В этой системе она, Присцилла, — «правильная», а те, кого она убивает, автоматически причисляются к нарушителям правил: ёма и их пособникам. Отец убил всю семью, стал «неправильным», за что и поплатился. Следовательно, у Присциллы нет оснований винить себя в его смерти. Однако другая часть сознания Присциллы отказывается верить, что отец мог убить жену и детей, ведь он всегда был добрым, хорошим, заботливым.
Чтобы разрешить это противоречие, сознание Присциллы делает следующий выверт: она, Присцилла, не виновата. И её отец тоже не виноват. Его заставили поступить неправильно злые силы — ёма и те, кто им помогает, кто нарушает правила. Тереза нарушила правила. Следовательно, она на стороне ёма. Следовательно, её можно и нужно убить. Но Тереза сама едва не убивает Присциллу, однако из жалости сохраняет ей жизнь, то есть вроде бы поступает хорошо, благородно, тем самым порождая в сознании Присциллы новое противоречие: нарушительница правил оказывается хорошей. И тогда в сознании Присциллы с двойной силой включаются гнев и отрицание. В её голове все перемешивается. Образы ёма, Пробудившихся и клеймор Терезы сливаются в едином воплощении зла, ужаса и смертельной угрозы. Присцилла пробуждается, но не может смириться с тем, что произошло. Поэтому она теряет память. «Добровольная амнезия» — обычный способ бегства от себя. В пробудившейся Присцилле сосуществуют холодное, безжалостное чудовище, пожирающее людей, и маленькая девочка, которая всё ещё не может пережить утрату семьи. Поэтому она ест человеческие внутренности, но при этом рыдает и зовет маму, папу, брата, сестру. В конце концов, воспоминания возвращаются к Присцилле, но в подправленном, выгодном для неё виде. В них она по-прежнему на стороне добра, а Тереза, за которую Присцилла принимает Клэр, — воплощение зла, которое надо уничтожить. Присцилла так и остаётся в замкнутом круге гнева и отрицания. Клэр, в отличие от Присциллы, преодолевает три первые фазы переживания горя и, отказавшись от мести и гнева, достигает четвёртой фазы — принятия. Она осознает, что не может вечно жить памятью о Терезе. У неё есть Лаки, у неё есть подруги по оружию, погибшие ради неё или продолжающие жить, как и она. Клэр обретает новую цель и учится жить в мире, где нет Терезы, но есть другие, важные для неё люди. На этой примиряющей ноте мы и расстаёмся с Клэр и миром «Клеймор».
Итог
Полная фигня. Мне очень понравилось. Если вы не испытываете отвращения к жанру фэнтази, не боитесь резаной колбасы и умеете уловить за внешней монотонностью внутреннюю динамику, то скорее всего «Клеймор» вам понравится. Посмотрите первые пять-шесть серий: вы либо незаметно для себя втянетесь в мир этого сериала, либо точно будете знать, что такие игры не для вас.
Жанр: приключения, фэнтази, драма
Выпуск: 2007 г.
Студия: Мэд-Хауз / MadHouse
Тип: ТВ, 26 эпизодов по 25 мин.
Режиссер: Танака Хироюки
Автор оригинала: Яги Норихиро
Этот мир жесток и прост. Есть люди, которые пытаются просто жить. Есть чудовища ёма, которые едят людей. Есть воительницы клейморы, полулюди-полуёма, которые за деньги уничтожают чудовищ. История аниме «Клеймор» начинается со встречи воительницы Клэр с мальчиком Лаки, чью семью убили ёма. Что дальше? Бесконечная дорога, череда сражений, кровь. И почти безнадёжные, на первый взгляд, попытки выжить, оставшись при этом человеком.
Краткий путеводитель по миру «Клейморы»
Ёма (йома) — чудовища, пожирающие людей. Если ёма съест мозг человека, он получит его воспоминания и способность принимать его облик. Поэтому ёма нередко прикидываются людьми и поселяются в деревнях и городах, потихонечку подъедая местных жителей.
Организация — могущественное объединение, занимающееся генетическими экспериментами. В частности, скрещивая людей и ёма, Организация создаёт клеймор (см. далее). Как и принято у таинственных организаций, клейморовская сурово расправляется со своими неугодными членами. Судя по всему, шкаф Организации забит скелетами. Клейморы, также известные как серебряноглазые ведьмы — воительницы, созданные Организацией для борьбы с ёма и Пробудившимися (снова см. далее). Все клейморы женщины. В реальности «клеймор» — это особый вид двуручного меча, которым бравые шотландцы рубились в XV—XVII веках. Само слово происходит от гэльского (то бишь шотландского) «claidheamh mòr», что в переводе значит «большой меч». В аниме клейморами называют полулюдей-полуёма. Их внешний отличительный признак — серебряные глаза и светлые волосы. Каждой клейморе присвоен порядковый номер, отражающий уровень её силы и мастерства.
В бою клейморы активизируют энергию ёма, чтобы увеличить свою мощь. При этом клейморы частично трансформируются в чудовищ. Чем больше энергии высвобождено, тем заметнее трансформация. Сначала меняются глаза: из серебряных человеческих они превращаются в золотые с вертикальными звериными зрачками. Затем изменяются лицо и тело, всё больше приобретая сходство с ёма. Если клеймор высвобождает слишком много энергии ёма и преодолевает определённый порог, она уже не может вернуть себе прежний облик и утрачивает человеческое сознание. У каждой воительницы свой порог, который она определяет в сражениях опытным путём. Если клеймор чувствует, что не может более контролировать свою силу ёма, она, как правило, предпочитает умереть до того, как человеческий разум окончательно покинет её. Как правило…
Клеймор, преодолевшая порог, единожды утратившая контроль над своей энергией ёма, становится Пробудившейся — сверхсильным ёма. Впрочем, так тоже происходит далеко не всегда. Организация по мере возможности старается уничтожать Пробудившихся, естественно, не афишируя, что сама же и виновна в их появлении. С Пробудившимися связан ещё один неприятный для Организации факт. Изначально клеймор делали не только из женщин, но также из мужчин. Но мужчины не могли контролировать свои способности и очень быстро становились Пробудившимися. Поэтому Организация стала превращать в клеймор только женщин. Случаи пробуждения сократились. Но неисчезли. Клэр — главная героиня сериала, клеймор, созданная несколько нетипичным способом. В детстве Клэр была пленницей ёма, но ее освободила клеймор Тереза, самая сильная на тот момент воительница. Клэр и Тереза привязались друг к другу. Но Тереза, защищая Клэр от разбойников, убила их, тем самым нарушив один из главных законов Организации — категорический запрет на убийство людей. Организация приговорила её к смерти. За Терезой послали четырёх палачей-клеймор, среди которых была Присцилла, в то время вторая по силе воительница. Но дело приняло неожиданный оборот: Присцилла пробудилась. Горя желанием отомстить Присцилле, Клэр захотела стать клейморой, причём сама же предложила себя на роль объекта для необычного эксперимента. Придя в очередное поселение, чтобы убить ёма, Клэр познакомилась с Лаки — мальчиком, семью которого убил ёма. В отличие от других жителей деревни Лаки был приветлив с Клэр. Позже односельчане изгнали Лаки, боясь, что он превратится в ёма. Клэр спасла мальчика, и они стали странствовать вместе. Когда после очередного сражения с ёма Клэр преодолела порог и почти пробудилась, Лаки помог ей вернуться. Конечно, персонажей в аниме гораздо больше, но для понимания общей картины достаточно этого минимума.
О параллелях
Вы читали сагу о ведьмаке Геральте авторства польского писателя Анджея Сапковского? Если да, то первые серии «Клейморы» непременно заставят вас вспомнить о беловолосом истребителе чудовищ. Лично я вспомнила и уже хотела разразиться криками «ПЛАГИАТ!!!». Но посмотрела ещё несколько серий, и ассоциации сошли на нет. Сходство имеется, но лишь в начале и чисто формальное. В обоих сюжетах есть монстры, которые не дают людям спокойно жить. Есть некая организация, которая путём генной модификации клепает из человеческих детишек борцов с этими чудовищами. Способности получившихся воителей превышают человеческие. Люди недолюбливают ведьмаков / клеймор, но вынуждены прибегать к их услугам. Собственно, всё. На этом сходство заканчивается. Каждый сюжет идёт своей, особой дорожкой. Можно ещё провести параллель между Клэр с Лаки и Геральтом с Цири, но это аналогия будет чудовищно, вопиюще натянутой.
К слабонервным
«Клеймор» принято считать кровавой, жестокой вещью. Не соглашусь ни разу. Да, убивают там много, но количество смертей далеко не рекордное, тем более для фэнтазийного боевика про чудовищ и воинов. Кроме того, никаких натуралистических подробностей в изображении смерти нет. Ёма режут, как колбасу: в буквальном смысле, на поперечные кусочки. Если вид нарезанной колбасы обращает вас в паническое бегство, тогда да, «Клеймора» не для вас. Жидкость, которая льётся из ран ёма, окрашена в фиолетовый цвет, так что на кровь мало похожа. Клеймор и людей убивают более драматично: всё-таки их страдания и смерти должны вызывать у зрителя сочувствие. Но чего-то сверхвпечатляющего тоже нет: брызги крови, чёрные дыры ран, аккуратные срезы отрубленных конечностей. Плюс ко всему в большинстве случаев клейморы способны залечить раны и прирастить отсечённые ручки-ножки. Следовательно, особо переживать за них не приходится.
Пара слов о жанре
«Клеймор» — это фэнтази, причём чем ближе к финалу, тем выше градус его эпичности. От маленьких частных стычек сюжет приходит к Великой Битве между клейморами и Пробудившимися. Остальные признаки жанра тоже на месте: вымышленный мир, чем-то напоминающий средневековую Европу; мифологические чудовища; «меч и магия»; противостояние Тёмных и Светлых сил. Правда, «квестовость» фактически на нуле: герои не ищут никаких Артефактов, да и вообще долгое время их цели остаются непонятными, но об этом поговорим в следующем разделе рецензии. Я не назвала бы «Клеймор» классическим фентази с ярко выраженными жанровыми признаками. Но и каких-то нарочитых нарушений канона я тоже не обнаружила. Всё в пределах нормы.
Изощрённость простоты
Мир «Клеймор» прост, как пареная морковка. Нет сложной, многовековой истории создания и развития этой Вселенной. «Клеймор» не балует нас разнообразием волшебных существ, чудовищ, племени народов. Её мифология крайне скудна. Поэтому зрителя без труда вводят в мир «Клеймор» за первые пять минут начального эпизода. Есть обычные люди, есть ёма, которые этих людей кушают, и есть воительницы клейморы, полулюди-полумонстры, которые состоят в некоей Организации и уничтожают ёма.
Эта бесхитростная картинка уточняется и детализируется по мере развития сюжета. Но изначально она выглядит вполне понятной. И вот в этом как раз и состоит притягательность мира «Клеймор». Он очень естественный и органичный. В нём не надо разбираться. Не надо напрягать мозги, чтобы уловить, чем зелёный монстр отличается от фиолетового, а тот — от фиолетового же, но в крапинку. Не надо десять раз прокручивать одну и ту же сцену, чтобы понять: чья это рука мелькнула за деревьями, после чего главный герой наморщил лобик и сказал «хм…». К этому миру не надо привыкать, в него не надо вживаться. В нём надо просто жить. Ты ныряешь во вселенную «Клейморы», расслабляешься и наблюдаешь за мельтешением на экране. Мельтешения много, но оно не радует разнообразием. Сражения, сражения, сражения. Сражения один на один, двое на одного, десять на двадцать… Сражения между людьми и ёма, между клейморами и ёма, между людьми и клейморами, между самими клейморами…
Примитивизм и монотонность. Но в какой-то момент ты вдруг осознаешь, что уже четвёртый час кряду сидишь перед монитором и глотаешь серию за серией. КАК?!! А разгадка-то лежит на поверхности и уже не раз упоминалась: мир «Клеймор», сюжет этого сериала, содержание эпизодов очень просты. Нас, зрителей, не пытаются поразить или заинтриговать. Авторам как будто вообще нет дела до нас. Они фиксируют повседневную жизнь мира «Клеймор», а зритель сам решает: смотреть ли ему эти хроники или катить ся ко всем чертям.
Бесконечные бои, сменяющие друг друга, — это и есть будни вселенной серебряноглазых ведьм, однообразные, изматывающие, как любые будни. Серия за серией наблюдая за сражениями, ты и сам втягиваешься в такой ход повседневности. Благодаря всё той же простоте эта фэнтазийная вселенная очень правдоподобна. Чем меньше «наворотов», чем меньше придумок, тем легче выстроить логичную картину, тем проще увязать все сюжетные концы. Не нужно отвлекаться на зрителя и растолковывать ему, почему это — так, а то — эдак. В итоге создается чувство, что мир «Клеймор» не создан для зрителя, а существует сам по себе. Мы же всего-навсего получили возможность подсмотреть за тем, что в нём происходит. Когда мы покинем эту вселенную, она этого даже не заметит. Её жизнь будет идти своим чередом.
Непредсказуемость
Обычно, зная жанр произведения и его завязку, можно хотя бы в общих чертах просчитать развитие сюжета. Например, в начале нам показывают жену и мужа, у которых явно не ладится семейная жизнь. По соседству с ними поселяется симпатичный мужчина. Ясно, что сюжет будет вращаться вокруг любовного треугольника «муж — жена — сосед». Если мы смотрим детектив, то кого-то из этой троицы убьют, а кого-то из оставшихся обвинят в этом преступлении. Если мы смотрим романтическую комедия, участники любовного треугольника будут попадать в разные забавные ситуации с эротическим подтекстом. Но будет по меньшей мере странно, если сюжет с такой завязкой в дальнейшем будет целиком и полностью посвящен спасению бегемотов в Южной Африке.
Подобная предсказуемость сюжета — это не изъян. Это черта, изначально присущая сюжетам художественных произведений. Но в некоторых случаях схема развития событий считывается достаточно просто, а в некоторых авторы весьма искусно её маскируют. «Клеймор» относится к последнему случаю. По первым сериям этого аниме невозможно предугадать, куда оно вырулит в дальнейшем. С самого начала сюжет «Клеймор» подло прикидывается банальным, делая вид, что даже ребёнок может просчитать его на двадцать ходов вперёд. Посудите сами: клеймор Клэр приходит освобождать деревню от ёма. Все люди её боятся, и только один мальчик видит в ней не чудовище, а человека. Разумеется, Клэр спасает этого мальчика и, разумеется, они начинают путешествовать вместе. Очевидно, что нас ждет история о суровой воительнице, «на лицо ужасной, доброй внутри». Они с мальчиком будут бродить из города в город, сталкиваться с предубеждением, с враждебным отношением людей. Но доброта мальчика не даст Клэр озлобиться и ополчиться против людей. В финале Клэр сделает что-то такое хорошее-хорошеее, что все её резко полюбят. Эпизоды в святом городе дают нам железобетонное подтверждение этой схемы. И тут сюжет делает неожиданный кувырок. Нас отбрасывают в прошлое и начинают подробно излагать историю Терезы и Клэр.
Ага-ага. Наклёвывается очевидная параллель между Терезой и Клэр, с одной стороны, и Клэр и Лаки, с другой. Значит, в фокусе внимания будет всё-таки Лаки, его взросление и возмужание. Значит, Клэр должна будет сделать для Лаки то, что не смогла сделать для неё Тереза. Ну, или Лаки сделает для Клэр то, что она не смогла сделать для Терезы. Пятьдесят на пятьдесят. Но тут сюжет снова виляет хвостом. Появляется Пробуждённая Присцилла. Отчетливо начинает звучать тема мести. Но ты уже не знаешь, верить ли этим звукам. Потом завязывается почти детективная интрига, связанная с полупробудившимися и вероломством Организации. Лаки вообще пропадает из поля нашего зрения. Тема взаимоотношений клеймор с людьми отходит на пятидесятый план.
Теперь в центре внимания разгорающаяся война между клейморами и Порождениями Бездны, а в связи с Клэр как никогда актуальной становится тема мести. Но к этому моменту ты уже плюешь на попытки предугадать дальнейшее развитие сюжета. А зря. Потому что тут как раз сюрпризы заканчиваются. И это само по себе оказывается сюрпризом. Только задним числом понимаешь истинное значение некоторых сцен. Например, эпизод, где Лаки останавливает пробуждение Клэр, порождает сразу несколько сюжетных смыслов и линий. Первый слой лежит на поверхности: если у клеймор есть иная цель в жизни, кроме уничтожения монстров, её человеческая сущность перевешивает сущность ёма. И шире — когда тебя кто-то ждёт, когда ты кому-то нужен, ты становишься сильнее. Второй слой обнаруживается только спустя несколько серий: оказывается, что в этом эпизоде завязывается сюжетная линия с полупробудившимися клейморами. Кстати, авторы таки удержались от пошлого копирования этого эпизода в финале. Да, аналогичная сцена присутствует, но развивается она всё-таки несколько иначе.
В итоге сюжетная чехарда с лихвой заменяет динамику действия.
Важный момент: эта чехарда — не изъян сюжета. Напротив, это часть авторского замысла. Уже не так важно, ЧТО происходит на экране, потому что мысль сосредоточена на другом вопросе: ДЛЯ ЧЕГО всё это происходит. Замысел, позвоночник сюжета ощущается. Ты понимаешь, что он есть, но никак не можешь его нащупать. Всё время промахиваешься. И это здорово.
Об аниме и кулинарии
Едва ли вы найдете в «Клеймор» хоть одну свежую мысль. «Не сдавайся. Живи не ради мести, а ради людей, которых ты любишь. Сражайся во имя памяти о тех, кого ты потерял, и ради спасения тех, кого ты не хочешь потерять». Есть целое море аниме с таким вот посылом. И не только аниме. Но одни произведения подобного рода раздражают своей банальностью, а другие смотрятся легко, увлекательно и даже трогают душу. К последним относится «Клеймор». Нелогично? Отнюдь. Аниме — это борщ. Знаете, что такое борщ? По сути своей это вода, мясо, картошка, капуста, свёкла, морковь, лук, томатная паста и соль. Всё. Борщ прост. Борщ банален. Борщ — … он и в Африке борщ. Казалось бы. Тем не менее мы ясно понимаем разницу между борщом, приготовленным мамой, и борщом из общественной столовой. Та же вода, те же овощи, то же мясо. Но кастрюлю маминого борща можно умять в один присест и не заметить. А борщ из столовой — хорошо если впихнёшь в себя одну тарелку этого варева, и то с большой голодухи. Почему же так получается, если ингредиенты блюда одни и те же? Потому что те же, да не те. В мамином борще и мясо получше, и овощи почищены-нарезаны аккуратнее, и приправки добавлены особые, которых в борще из столовой отродясь не было, и быть не может. Точно так же и «Клеймор»: банальные по сути своей мысли подаются с любовью, с искренним увлечением. Они не просто тупо декларируются. Они словно заново рождаются в сюжете этого аниме.
Предел возможностей
В какой момент человек перестаёт быть человеком и почему это случается? Вот один из главных вопросов, на который пытается ответить «Клеймор». Мысль о том, что в каждом человеке сосуществуют Свет и Тьма, тоже не оригинальна и встречается в огромном количестве аниме. Образ клеймор иллюстрирует эту идею более выпукло, более наглядно. Воительницы совмещают в себе Свет и Тьму не только душевно, но и физически, поэтому победа Тьмы в их сердцах тоже выражается в изменении не только их сознания, но и тела. Порог, если хотите, определяет моральную стойкость человека. Одна из Пробудившихся специально пытает пленных клеймор, чтобы заставить их пробудиться. Сила ёма дает им шанс выжить, залечить раны. На грани смерти клеймор стоят перед выбором: поддаться простейшему инстинкту самосохранения и выжить, обратившись в плотоядное чудовище, либо сохранить верность моральным устоям, остаться человеком, но погибнуть. У каждой клеймор свой характер, свои мотивы, свой жизненный опыт. Каждая из них представляет определённый тип людей. В сражениях с ёма и друг с другом они постоянно ходят по краю пропасти. В них самих постоянно идет бой между человеческой природой и природой ёма, между желанием победить любой ценой и желанием остаться человеком. Не раз во время очередной схватки кажется, что предел человеческих возможностей достигнут, что дальше героине остается лишь отринуть всё человеческое и стать монстром. Но последующие события показывают, что не всё ещё потеряно, что в человеческой душе таится огромный резерв сил. Конечно, ярче всего это показано на примере Клэр.
Выживание и самопожертвование
Всех клеймор объединяет то, что ещё будучи людьми, они потеряли близких по вине ёма, но сами остались в живых. Став воительницами, они бесконечно повторяют сценарий той встречи с ёма, которая стала поворотной в их судьбе. Клеймор делятся на два типа: атакующие и обороняющиеся. Атакующие клеймор сражаются, думая в первую очередь об уничтожении ёма. Обретя силу, они стараются делать то, что не сумели сделать до попадания в Организацию: защитить людей от ёма и отомстить монстрам. Обороняющиеся прежде всего стремятся выжить в бою с ёма. Когда-то им уже удалось избежать смерти, столкнувшись с чудовищами, и они прилагают все силы, чтобы вновь и вновь повторять этот сценарий. И то, и другое поведение имеет право на существование, так как оба они естественны для человека. Правда, есть один нюанс: главная героиня сериала, Клэр, как и большинство других клеймор, находящихся в центре внимания, принадлежат к атакующему типу. Так что авторские предпочтения находятся скорее на стороне тех, кто, жертвуя собой, защищает других людей, чем на стороне тех, кто спасает себя.
Переживая утрату
И всё-таки, о чём это аниме? Какова его центральная проблема? Если отбросить все частности, то можно увидеть сквозную тему сериала, которая постоянно прокручивается, исследуется на примере различных персонажей. И тогда окажется, что это аниме, состоящее практически сплошь из одних сражений, на самом деле глубоко психологичное. В нём исследуется процесс переживания смерти близкого человека. В психологии это называется немножко неуклюжим термином «переживание горя», или «горевание». Переживание горя состоит из четырёх фаз. Психологи по-разному называют их, но суть от этого не меняется. Центральные персонажи «Клеймор», переживая горе, проходят эти стадии. Кто-то успешно преодолевает весь путь, кто-то застревает на полдороге. Показательны истории трёх персонажей: Клэр, Присциллы и Офелии (сильной и жестокой клеймор, едва не убившей Клэр и Лаки). Каждая из них иллюстрирует определённый вариант переживания горя.
Но для начала немножко теории. Фазы горевания таковы: отрицание, гнев, депрессия и принятие. Первая фаза — отрицание. Человек не хочет верить в смерть близких. Вариаций множество: кто-то не верит в необратимость смерти, кто-то принципиально не желает признавать, что близкого человека больше нет. Кто-то настаивает, что подобная трагедия могла случиться с кем угодно, только не с ним. Кто-то, вопреки истине, принижает значимость утраты (помер? да ну и фиг с ним!). Вторая фаза — гнев. Объекты гнева могут быть разные. Человек злится на самого себя за то, что он жив, а его близкий — нет. Он винит себя в чужой смерти: якобы он мог предотвратить несчастье. Нередко люди начинают винить самого умершего за то, что он их покинул. Бывает, что человек выплёскивает гнев на других, тех, кто попался под руку. Фазы отрицания и гнева могут следовать друг за другом либо переживаться одновременно. Офелия и Присцилла, две Пробудившиеся, как раз зациклены на этих двух фазах. Не в силах справиться с горем, они попадают в ловушку гнева и отрицания. Сила отрицания невероятна. И Офелия, и Присцилла даже не понимают, что они превратились в чудовищ. Пробудившись, они продолжаются бороться с ёма и теми, кого считают их пособниками. Фактически они продолжают мстить за горе, которое испытали, но при этом сами становятся источниками горя для других людей. Но между Офелией и Присциллой есть существенное отличие, которое и приводит их к разному финалу. Вот как происходит пробуждение Офелии. Израенная клеймор зовет на помощь старшего брата, который всегда защищал её в детстве. Но брат погиб: он пожертвовал собой, чтобы спасти маленькую Офелию, и его убил ёма. Офелия винит себя в смерти брата, ненавидит ёма за то, что они сделали, и в то же время злится на брата, ведь он умер и больше не может её защитить. Офелия ощущает себя брошенной. Переполненная гневом, Офелия пробуждается с мыслью о том, что брат ей не нужен, что она сама достаточно сильная, чтобы уничтожить ёма. При этом, как мы помним, Офелия увязает в отрицании: трансформировавшись в чудовище, она не понимает, что пробудилась. Даже после того, как она видит своё отражение в воде, она не может полностью признать, что стала монстром. Но любовь к брату всё ещё живет в сердце Офелии. Поэтому пробудившись, она сохраняет крохотную частичку человеческого сознания и умирает, примирившись с мыслью о смерти брата, осознав причину его поступка. Офелия всё-таки вырывается из плена гнева и отрицания, приходит к принятию, но, увы, слишком поздно.
С Присциллой всё намного сложнее. Во-первых, она слишком сильно боится смерти. Мысль о собственной гибели парализует её, и тогда всё существо Присциллы сосредотачивается на том, чтобы выжить, — но не ради тех, кому она нужна, как это делает Клэр. Нет, она стремится выжить ради себя самой. Чувствуя, что превращается в монстра, Присцилла умоляет Терезу помочь ей. Но Тереза может предложить ей только смерть. На миг Присцилла вроде бы соглашается на такой выход. Однако животный инстинкт самосохранения оказывается в ней сильнее человеческой воли и сознания. Она пробуждается, потому что боится смерти, и убивает по той же причине.
Во-вторых, Присцилла, в отличие от той же Офелии, действительно виновна в смерти близкого человека. Она убила ёма, принявшего облик её отца и съевшего всю её семью. Заметьте, что тогда Присцилла была ещё человеком, к тому же ребёнком. Она не пыталась бежать: она напала. Конечно, на самом деле она отрубила голову ёма, а не отцу. Но Присцилла тогда этого не знала. Она думала, что убивает горячо любимого отца, который почему-то убил маму, брата и сестру Присциллы. Это громадное чувство вины не исчезло, даже когда Присцилла стала клеймор. Чтобы как-то справиться с виной, она стала чётко делить мир на «правильное» и «неправильное». В такой упрощённой системе координат ей легче было оправдать свой поступок и все свои дальнейшие действия. В этой системе она, Присцилла, — «правильная», а те, кого она убивает, автоматически причисляются к нарушителям правил: ёма и их пособникам. Отец убил всю семью, стал «неправильным», за что и поплатился. Следовательно, у Присциллы нет оснований винить себя в его смерти. Однако другая часть сознания Присциллы отказывается верить, что отец мог убить жену и детей, ведь он всегда был добрым, хорошим, заботливым.
Чтобы разрешить это противоречие, сознание Присциллы делает следующий выверт: она, Присцилла, не виновата. И её отец тоже не виноват. Его заставили поступить неправильно злые силы — ёма и те, кто им помогает, кто нарушает правила. Тереза нарушила правила. Следовательно, она на стороне ёма. Следовательно, её можно и нужно убить. Но Тереза сама едва не убивает Присциллу, однако из жалости сохраняет ей жизнь, то есть вроде бы поступает хорошо, благородно, тем самым порождая в сознании Присциллы новое противоречие: нарушительница правил оказывается хорошей. И тогда в сознании Присциллы с двойной силой включаются гнев и отрицание. В её голове все перемешивается. Образы ёма, Пробудившихся и клеймор Терезы сливаются в едином воплощении зла, ужаса и смертельной угрозы. Присцилла пробуждается, но не может смириться с тем, что произошло. Поэтому она теряет память. «Добровольная амнезия» — обычный способ бегства от себя. В пробудившейся Присцилле сосуществуют холодное, безжалостное чудовище, пожирающее людей, и маленькая девочка, которая всё ещё не может пережить утрату семьи. Поэтому она ест человеческие внутренности, но при этом рыдает и зовет маму, папу, брата, сестру. В конце концов, воспоминания возвращаются к Присцилле, но в подправленном, выгодном для неё виде. В них она по-прежнему на стороне добра, а Тереза, за которую Присцилла принимает Клэр, — воплощение зла, которое надо уничтожить. Присцилла так и остаётся в замкнутом круге гнева и отрицания. Клэр, в отличие от Присциллы, преодолевает три первые фазы переживания горя и, отказавшись от мести и гнева, достигает четвёртой фазы — принятия. Она осознает, что не может вечно жить памятью о Терезе. У неё есть Лаки, у неё есть подруги по оружию, погибшие ради неё или продолжающие жить, как и она. Клэр обретает новую цель и учится жить в мире, где нет Терезы, но есть другие, важные для неё люди. На этой примиряющей ноте мы и расстаёмся с Клэр и миром «Клеймор».
Итог
Полная фигня. Мне очень понравилось. Если вы не испытываете отвращения к жанру фэнтази, не боитесь резаной колбасы и умеете уловить за внешней монотонностью внутреннюю динамику, то скорее всего «Клеймор» вам понравится. Посмотрите первые пять-шесть серий: вы либо незаметно для себя втянетесь в мир этого сериала, либо точно будете знать, что такие игры не для вас.
22.05.2015, 21:02 -
Категория: Статьи » Обзоры » Аниме обзоры