Анализ сериала Sonic X

Вместо предисловия

Sonic X, аниме-сериал, изначально призванный быть обычным промо-ходом, созданным в рекламных целях, в итоге развился в собственную вселенную, со своей интересной историей и удачной психологической составляющей. На самом деле, о нем можно писать много и долго, но сейчас я не ставлю своей задачей пересказ всех трех сезонов. В этой статье будут рассмотрены структура и композиция сериала, и проанализированы главные моменты, на которые стоит обратить внимание при просмотре

По своей структуре Sonic X делится на две части: оригинал (Series 1), который включает в себя 1-й и 2-й сезоны, и сиквел (Series 2), которым является весь 3-й сезон. По сути, обе части являются законченными произведениями, поэтому их первичный анализ правильнее проводить раздельно. Но не будем терять времени и приступим…

Series 1: Луна одинакова в обоих мирах

Первые два сезона Sonic X посвящены приключениям Соника и Ко на Земле и сюжетно делятся на несколько арков. Первый из них, получивший название «Сага Нового Мира», длится с 1-го по 13-й эпизод, и описывает события, произошедшие с главными героями сразу после прибытия на Землю. Изначальная целевая аудитория сериала — ровесники Соника и Криса (12-15 лет). Поэтому арк достаточно хорошо выполняет свои основные функции: привлечение зрителя обаятельными персонажами и легкой, комедийной атмосферой, без каких-либо намеков на драму или плохой исход событий, а также знакомство зрителей с главными героями. Последнее немаловажно для тех, кто новичок во вселенной Соника и не знаком с персоналиями. Так же здесь происходит постепенное введение Криса, который, как наверное, и некоторые зрители, только-только начинает знакомиться с Соником и Ко, в курс дела. Для самого Криса это идеальный вариант: в отличие от Эггмана, более серьезные противники, вроде Метарексов (о них будет сказано позже) отпугнули бы его и заставили бы повернуть еще после первой схватки. Таким образом, в арке Нового Мира мы видим то, что в принципе и должны: Соник и Ко постепенно привыкают к особенностям жизни на Земле, а Крис привыкает к новым знакомым и набирается смелости отправиться вместе с ними на поиски приключений. Завершается сага публичным поражением Эггмана; Соник и его друзья срывают покровы тайны и выходят в свет.

Сага об Изумрудах Хаоса берет начало с 14-го эпизода и длится до самого конца первого сезона (26-й эпизод). Теперь не только Крису, но и всем остальным жителям города приходится привыкнуть к необычным соседям. Мы продолжаем узнавать новое о героях (например, то, что Соник панически боится воды, или как познакомились Соник и Тэйлс). Несмотря на то, что истории, посвященные непосредственно играм линейки Sonic Adventure, еще впереди, в некоторых эпизодах можно встретить отсылки к этим играм (замок с привидениями в 19-м эпизоде, чао-сад в 22-м). Арк достаточно стройно поставлен (за исключением пары-тройки эпизодов, явно являющихся филлерами) и четко выводит к финальному вопросу: что произойдет, когда все Изумруды Хаоса будут найдены? К 25-му эпизоду начинает оформляться и главная драматическая подоплека сериала: Крис, который с самого начала горел желанием помочь новым друзьям, неожиданно обнаруживает, что не желает возвращения Соника и остальных в их родной мир. Напуганный собственным эгоизмом, он идет на поводу у Эггмана, и в итоге оказывается его заложником. Следующая за этим битва с Эгг-Эмперором впервые в сериале идет «не на жизнь, а на смерть». Неожиданно и мы, и Соник, понимаем, что шутки остались позади, а противник силен и опасен. Дальнейший поворот событий еще более накаляет атмосферу: казалось побежденный, Соник неожиданно (и, наверное, благодаря Руж и Крису) черпает силу из Изумрудов Хаоса и, наконец, оказывается способным победить робота Эггмана. Но вместе с этим он активирует Хаос Контроль, который по идее должен вернуть их на родную планету. Драма, до этого скрывавшаяся в мельком брошенных фразах и жестах, наконец, оформляется и приобретает свое выражение в сцене перед самым финалом: «Если Соника не будет рядом, что смогу сделать я?..» Сам Соник ведет себя, как ему наверно и положено в такой ситуации: уже после того, как он растворяется в свете Хаос Контроля, мы слышим его последнее «Спасибо». Но заканчивается все большим клиффангером: Хаос Контроль лишь переносит очередную часть мира Соника в наш мир. Соник и его друзья остаются на Земле.

Второй сезон сразу бросает нас в гущу событий, посвященным тем самым двум играм, в поддержку которых снимался сериал. Арки Sonic Adventure длятся с 27-го по 38-й эпизоды и, по сути, представляют собой подсокращенную версию событий игр с небольшими поправками на специфику сериала. Развитие персонажей здесь снова замедляется, поскольку функция арков — заинтересовать зрителя в играх. Многие фанаты были недовольны тем, что события игр были сокращены. На мой взгляд, это на самом деле хороший рекламный ход, применяемый во многих аниме, созданных по видеоиграм: зритель должен приобрести игру, чтобы узнать полный сюжет. Эти арки насыщенны, и хотя слегка выбиваются из общей атмосферы, все-таки держат зрителя у экрана. Появление новых персонажей (Биг, Тикал, Шедоу) привносит свежих впечатлений и не позволяет заскучать, как это иногда бывает при просмотре слишком длинных аниме-сериалов. Драма предыдущего арка снова отходит на задний план и там и остается практически до финальных эпизодов; однако отношение персонажей друг к другу (и не только Криса к Сонику, но и всех остальных) продолжает обозначаться все четче.

Предпоследний арк (39-46 эпизоды), по идее посвященный игре Sonic Battle, на самом деле имеет мало с ней общего и, по сути, является филлером. Появляется команда Хаотиксов (видимо, в поддержку игры Sonic Heroes), внимание снова переводится на другого персонажа, который до этого был на вторых ролях – Крим. За исключением истории о лунном затмении… По сути выполняющая комедийную роль двухсерийная история — последнее испытание Криса на дружбу. Теперь его отношение к Сонику становится ясным; эмоциональная подготовка зрителя к развязке завершена.

Сериал, наконец, выходит на финишную черту. Все вроде бы хорошо, но это всего лишь затишье перед бурей. Для героев сериала, уже привыкших к своей новой жизни, очередной поворот событий меняет абсолютно все. Бывшая столь желанной мысль о возвращении в лоно родной цивилизации неожиданно приносит грусть и осознание того, что здесь, на Земле, останутся хорошие друзья. Для Криса же это становится настоящим ударом: он отказывается верить в случившееся. Атмосфера вновь меняется, становится несколько медитативной, но в то же время напряженной. У героев есть еще время, чтобы подготовить себя к расставанию и смириться с неизбежным… Да только всем ли это удастся?

Наконец, точка невозвращения пересечена. Портал открыт, герои уходят в свой мир. Каждый из них оставляет на Земле хорошего друга (Тэйлс – Чарльза, Эми и Крим – Эллу, Руж – Топаз), а люди расстаются с ними с улыбкой и слезами на глазах. Для них очередная глава в жизни дописана. Но не для Криса…

Двенадцатилетний мальчик, который большую часть жизни был лишен родительской заботы, не в силах поверить в то, что самое дорогое на тот момент существо покидает его. Что судьба сыграла злую шутку, отнимая свой лучший дар. Сцена прощания в конце 50-го эпизода коротка, но напряжена до предела. Это – кульминация, последний рубеж. То, что раньше казалось всем, в том числе и самому Крису, простой детской мечтой, в этот короткий миг взлетает на новый уровень и приобретает иное значение. То, что ненавязчиво, очень мягко и осторожно выстраивалось все два сезона, неожиданно предстает перед нами во всей своей силе. Потому что уходит не герой детства, не волшебный зверек. Не пример подражания, не кумир. Уходит друг. Лучший друг и старший брат.

Эмоции берут верх: Крис неожиданно для всех отключает портал и убегает вместе с Соником. И тут же попадает в тупик: вернуться нельзя, но и идти некуда. Крис окончательно запутывается; масла в огонь подливает и отсутствие возмущения по поводу закрытого портала со стороны Соника. До самого конца 51-го эпизода ни нам, ни Крису не известно, о чем думает еж.

Предпоследний эпизод снова возвращает нас к тому, о чем говорилось в начале сериала: Крису не нужны деньги или слава, ему, наверное, даже не нужны умопомрачительные приключения. Ему нужны семья и близкие. Лишенный поддержки со стороны родителей (которые, похоже, проявляют некое подобие ее в самый неподходящий момент, но оказываются вдалеке, когда они были нужны), он держится за Соника, боясь потерять то, единственное создание, с которым есть эмоциональный контакт. И одновременно глубоко в душе знает, что поступил неправильно…

Именно здесь, на сцену выходит молчащий до этого Соник. Выходит, чтобы совершить, наверное, свой самый большой подвиг… Потому что сделать кого-то счастливым — это подвиг. Потому что пожертвовать своей свободой ради другого и простить — это подвиг. Только теперь мы видим, насколько повзрослел на самом деле этот вроде бы беззаботный и бессердечный синий ежик. В его словах скрывается мудрость, которая заставляет нас забыть о том, что перед нами 15-тилетний подросток. Он осторожно и аккуратно помогает Крису разобраться в собственных чувствах, и подводит к нужному решению. «Я пойду за тобой, куда угодно…» — впервые мы слышим это не от Криса, а от того, за кем мальчик сам шел весь сериал. Это — решение, которое принял Соник. Крис наконец, понимает, насколько неправильно это решение, и что на самом деле он сделал, и плачет, уверенный, что «уничтожил свою дружбу с Соником». Еж снова приходит на помощь, и напоминает о том, что мальчик сделал в 1-м эпизоде. «Ты смог выйти из дома в полночь и прыгнуть в бассейн, чтобы спасти меня… Не каждый способен на это» — и он прав. Теперь Крис знает, что он сумеет справиться, и что он теперь никогда не будет одинок. Он готов отпустить друга и вернуться к родителям.

Последний эпизод оригинального сериала переносит нас в мир Соника и подводит черту, обозначая все изменения, произошедшие в персонажах. Тэйлс, который больше не боится принять бой; Эми, чья детская влюбленность, возможно, станет основой для чего-то большего. В Наклсе и Руж изменения менее четкие, но, тем не менее, проглядываются в их диалогах (от любви до ненависти один шаг, ну и наоборот). И сам Соник, который научился ценить друзей и понимать их чувства. Финальная сцена-воспоминание в корне меняет представление о нем, которое складывалось в течение всего сериала. Всего одна слеза… и вот перед нами уже не Супер-ежик, а совершенно другой, чистый и яркий образ. Дружба с Крисом растопила сердце эгоистичного, самоуверенного подростка, и в свой мир Соник возвращается вроде бы беззаботно и легко, но в тоже время с новой мудростью и еще большим светом в его сердце. Он оттаивает к друзьям (в первую очередь, к Эми) и взрослеет на глазах. Он все тот же безбашенный Соник, но его душа стала чище и добрее.

Именно в неожиданном, потрясающей силы финале таится магия первой части сериала. Стройная композиция и удивительная гармония между юмористическим началом и философской концовкой очень удачно выполняют свои цели. Вроде бы обычная анимешная комедия превращается в поучительную историю и сагу о настоящей дружбе. И может быть, делает и нас чуть добрее и мудрее, открывая глаза на то, что действительно важно в этом мире.

Series 2: Мы такие разные, но все же мы вместе

Та планка, на которую взлетел сериал в последнем арке второго сезона, стала ключом к атмосфере сиквела. Больше не годится веселая беготня за Эггманом; Сага о Метарексах (единственный сюжетный арк, включающий в себя весь сезон) с самого начала берет серьезный тон, который практически не меняется в течение всего сезона. Однако, одновременно она оказывается проще, чем предыдущие сезоны. С этого момента образы персонажей являются условно завершенными (а в случае с Эми, даже происходит определенный регресс; см. 69-й эпизод). Соник и Крис уходят с ключевых ролей и уступают место звездам сезона – Тэйлсу и сидрианке (фанатский термин для обозначения этой расы – прим. авт.) Космо. Хотя привязанность теперь уже повзрослевшего Кристофера к Сонику все еще видна (вспоминаем неоднократные случаи вытаскивания, ну, или попыток вытаскивания Крисом раненого ежа с поля боя), их дружеские отношения официально считаются устоявшимися.

Космо же, единственная выжившая представительница древней расы антропоморфных растений, отправляется на поиски Соника, героя, способного управлять Изумрудами Хаоса, чтобы попросить его о помощи в борьбе с новым, опасным врагом — Метарексами. Она напугана и подавлена судьбой своего народа; встретив Соника и Ко, она наконец, обретает надежду. Но до самого конца нас не покидает чувство обреченности: Космо должна уйти вслед за своей расой, чтобы искупить грехи Арсии, ее матери, и Лукаса (Дарк Оака), вожака Метарексов. Это — ее судьба, и даже любовь Тэйлса не способна ее спасти. Для самого же Тэйлса подобный финал является тяжелым испытанием; брошенный в самый эпицентр войны между животными и растениями, он не может нанести решающий удар. В конце концов, сама сидрианка уговаривает его пойти на это. Даже Хаос Регенерация, примененная Соником и Шедоу, не возвращает лисенку Космо, и Тэйлс остается с разбитым сердцем. Но вселенная спасена, и жизнь постепенно возвращается на круги своя.

Сиквел выигрывает в глобальности, целостности и стремительности сюжетной линии, но в тоже время проигрывает в эмоциональной структуре. Больше нет того планомерного, спокойного развития, как в оригинале; 26 эпизодов — не 52. Трагичная развязка истории любви Тэйлса и Космо уже не оказывает такого же эффекта, как финал второго сезона: за это время просто не успеваешь привыкнуть к паре. Карты разложены с самого начала, и зрителю остается только ждать неминуемой развязки. Эпизод, в котором раскрывается происхождение Космо, только подтверждает опасения (если внимательно смотреть сериал, то к этому моменту принадлежность ее той же расе, что и Метарексы, становится очевидной). Тяжело сказать, как повлияла полученная душевная травма на Тэйлса; по возвращении на родную планету, в его поведении практически нет изменений. События словно откатываются назад, к началу сезона; только росток, который дало семечко, оставшееся после Космо, подсказывает нам, что ее будут помнить. Но в целом, история получилась красочная и интересная. Жизнь продолжается, и наших героев ждут новые приключения, пусть даже вне рамок этого аниме. И это главное.

Заключение

Я до сих пор не берусь судить, насколько правильным было решение о сиквеле… Оригинал обладает достаточной законченностью и в целом не требует продолжения. Но сиквел (особенно просмотренный без цензуры), тем не менее, оставляет приятное впечатление. Эмоциональная красочность первых двух сезонов и удачная сюжетная линия третьего дополняют друг друга и украшают сериал, создают свою, особенную и неповторимую вселенную и атмосферу. Что в этом аниме понравится, а что – нет, в конечном счете, каждый зритель решит сам. Но надеюсь, что каждый в нем сможет найти что-то свое. Единственная возможная рекомендация — сначала посмотреть оригинал, а только через определенное время – сиквел. Это позволит получить лучшее впечатление от всех трех сезонов.



Просмотров: 2773
13.07.2015, 14:25 -

Категория: Статьи

Коментарии к Анализ сериала Sonic X:

10 июля 2017 18:20
Писала-писала сюда комментарий, а меня ограничили в его длине. Что ж, очень жаль. Хочу сказать лишь, что очень здорово, что мой любимый мультик детства смог стать целой отдельной вселенной. Без всяких там Салли и Роботника. Хотя Роботник в иксе сыграл немаловажную роль. Очень жаль, что у этой вселенной нет продолжения. Она лучшая.